Как грамотно поломать катушку

Помните главный принцип нашего предыдущего курса молодого бойца? Нет? Напоминаю. Каждый рыболов тем круче, чем больше спиннингов он сломал за свою рыболовную карьеру. Этот же критерий в полной мере актуален и для катушек. Ведь наличие в рыболовном арсенале огромного количества поломанных снастей говорит о том, что ловите вы настолько интенсивно и столь крупную рыбу, что снасти этого просто не выдерживают. Ниже я приведу несколько секретных техник, которые помогут нам справиться даже с самыми надежными представителями семейства безынерционных.

Прием нулевой: начнем с простого. Выбирая рыболовную катушку, в первую очередь обращаем внимание на те модельки, которые попроще и подешевле. Обычно именно такие наименее прочны, поэтому с ними проще справиться. К чему надрываться, пытаясь убить механизм дорогущей катушки, выполненный из каких-нибудь хитрых сверхпрочных материалов, которые кроме этой самой катушки применяются разве что в космической промышленности? Значительно приятнее и проще работать с привычными материалами — дешевым пластиком и силумином, которые так милы сердцу наших добрых друзей — производителей стран Юго-Восточной Азии.

Прием первый: используем зацеп. Мы уже однажды говорили, что ни один уважающий себя профессиональный рыболов не оставит на ветвях выросшего в неудачном месте дерева или не в меру разросшемся камыше любимую уловистую приманку (блесну, воблер, джиг-головку — вписать нужное). «Плетенка» на катушке, конечно же, должна соответствовать уровню нашего мастерства и размеру предполагаемого трофея, т. е. обладать разрывной нагрузкой никак не менее чем в 12 — 15 кг, а лучше — и вдвое прочнее. Думаю, толщина в 0,3 мм для шнура будет в самый раз. Теперь, освобождая «кормилицу» от зацепа, постараемся развернуть удилище так, чтобы шнур шел напрямую от приманки к ролику лесоукладывателя катушки — как бы прицелившись кончиком спиннинга в приманку. И, не дай бог, без всяких там паразитических перегибов в кольцах удилища и прочих точках, которые способны снизить нагрузку на механизм катушки. Тянем, что есть дури, и дергаем, вкладываясь в полную силу — ведь от этого зависит, будем мы сегодня с уловом или нет. Спиннинг, правда, таким макаром сломать сложно, а вот механизм катушки будет нагружен наилучшим образом. И хорошо!

Никогда не слушаем советов чайников-перестраховщиков, предлагающих для освобождения приманок отцепы. А в случае, когда все-таки возникает необходимость — о, горе! — оборвать наглухо зацепившуюся оснастку, не пытаемся наматывать шнур на всякие палочки-веточки и тянуть уже за них, так катушку ни за что тогда сломать не сумеем. И, значит, будем обречены долгие годы ловить одной и той же «мясорубкой», не имея веских причин своевременно сменить ее на более крутую модель.

Прием второй: правильное вываживание рыбы. Любой профессионал скажет, что вываживать рыбу, а тем более — делать это форсировано, лучше именно катушкой, а не слабодушно выкачивать удилищем. Так, во-первых, не дадим рыбе шанса нырнуть в спасительные заросли камыша, травы или под любимую корягу, где она обязательно запутает шнур — и тогда прощай любимая (единственная) блесна (воблер). Во-вторых, только на форсированном вываживании катушкой, с ощутимым усилием накручивая ее ручку (фото 1), мы в полной мере сумеем почувствовать норов трофея, его силу и мощь, а также услышать натужный скрип механизма и хруст зубцов шестеренок рабочей пары. И, в-третьих, чудовищные нагрузки на механизм катушки, возникающие в такие моменты, способны помочь нам в главной задаче — существенно сократить срок ее службы в целом.

Прием третий: песок, ветер и вода — наши лучшие друзья. Если вдруг почувствуем, что усилия предыдущего упражнения не пропали даром и механизм катушки разогрелся настолько, что даже корпус стал ощутимо горячим — нужно катушку охладить. Для этого как следует смочим ее, погрузив на пару минут в воду целиком. После этого отправьте охлажденный аппарат просыхать на прибрежную полосу горячего, кристального чистота, мелкого речного песка (фото 2).

Ветерок, обдувающий катушку и посыпающий ее дополнительно порциями песочка, в процессе сушки приветствуется. Эта процедура особенно хороша для новых катушек, поскольку попавший в механизм песок позволяет деталям лучше притереться друг к другу, создавая идеальные рабочие пары.

Прием четвертый: захлопываем скобу, экономим время. Никогда не закрываем скобу лесоукладывателя рукой — экономим время! Помним, что пришли рыбу ловить, а не нанайские танцы с бубном над катушкой выплясывать. Открыли скобу, выполнили заброс, а после с некоторым усилием крутанем ручку — и скоба сама собой захлопнется. И если через некоторое время она начнет барахлить, закрываться не до конца или болтаться — однозначно, катушка попалась с заводским браком и ее нужно вернуть в магазин, где нам ее подсунули. Да еще желательно громогласно объяснить продавцам, что продавать некачественный товар — вредно для их здоровья. Мы ведь не какие-то там «чайники», нечего подсовывать всякое барахло, которое ломается после пары-тройки «взрослых» рыбалок.

Прием пятый: грамотная транспортировка. Перевозя катушки и запасные шпули, не заморачиваемся со всякими там специальными футлярами и чехлами. Особенно если все-таки выбрали образец подороже именно потому, что он сделан из сверхпрочных материалов. Поэтому смело насыпаем крупные катушки в рюкзак вперемешку с запасными шпулями и более мелкими катушками, после чего мощно встряхиваем рюкзак несколько раз. Тогда все это добро уляжется наилучшим образом и будет занимать меньше места. Бортикам шпуль такая транспортировка сильно не повредит — они же металлические.

Еще хорошо возить катушку в багажнике автомобиля рядом с инструментом, огнетушителем, насосом и саперной лопаткой прямо как есть, не снимая со спиннинга. К слову, хорошо и приманки закаленными крючками цеплять за дужку или ролик лесоукладывателя — авось, не поцарапаются эти цацки (фото 3). А если в процессе такой транспортировки шпуля катушки будет периодически ударяться о какой-нибудь металлический предмет — например, ту же саперную лопатку или топорик, это не страшно — лопатку и топорик можно потом заточить. А если бортик шпули немного деформируется, так это и к лучшему. В процессе ловли с применением катушки с побитой и погнутой шпулей шнур укладывается рывками, а это, в свою очередь, придает приманке даже на равномерной проводке необыкновенно привлекательный рваный ритм. Рыба от такой проводки просто с ума сходит — и вешается на приманку гроздьями. А то, что битая шпуля быстро истирает и приводит в негодность «плетенку», нам не так уж важно. Все равно шнур на рыбалке — это расходный материал. Мы — профессионалы, можем себе позволить менять его каждые 3 — 5 выездов.

И не боимся попадания внутрь незащищенной чехлом катушки мусора. Его потом можно оттуда легко удалить, просто подув на катушку. А если что-то и налипнет внутри на смазку механизма (фото 4), то на первых же нескольких проводках весь этот мусор будет перемолот шестернями и подшипниками катушки в пыль — как мельничными жерновами.

Прием шестой: тяжелый джиг. Выбирая катушку для тяжелого джига, не следуем рекомендациям горе-экспертов приобретать «безынерционки» размерности 3500, 4000 или более. Они тяжелее привычных 2000 и 2500. Зачем нам руки надрывать? К тому же вывести из строя более крупную и, как результат, более мощную катушку будет значительно сложнее. А так... В общем, ставим «безынерционку размерности 2000, а еще лучше — 1500, на спиннинг с тестом граммов этак до 56. И смело отправляемся промышлять береговым джигом. Полдюжины рыбалок будет вполне достаточно для появления ощутимых люфтов и хорошо различимых скрипов механизма. А уж угробить за сезон катушку таким способом удается играючи.

Прием седьмой (эксклюзивный): джеркинг. Кто не слышал, сообщаю: есть такой новомодный способ ловли — джеркинг. Суть его состоит в ловле крупной рыбы на объемные и тяжелые приманки без своей «игры», анимируя их удочкой. Забугорные буржуи и их подражатели используют для такой ловли специальные мультипликаторные катушки. Но мы — профессионалы, и поэтому обмануть нас всякими там маркетинговыми уловками непросто. Зачем покупать недешевый «мульт», если можно прекрасно ловить и привычной «безынерционкой»?

Ставим на безынерционную катушку наш любимый нетонкий шнур, вешаем джербейт граммов этак в 120–150 — и идем вылавливать в ближайшем пригородном канале или деревенском пруду всю трофейную рыбу от пяти кило и выше. А «чайники» пусть тем временем бережно прочесывают те же водоемы мелкими воблерами и легким джигом. Разве на такие мелкие приманки может клюнуть зубастая красавица под «десятку»? Конечно же — нет. А мы всех перехитрим и всегда будем с чудо-уловом. А то, что безынерционная катушка рассыпается на джерковой проводке через пару — тройку интенсивных рыбалок— не беда. Мы ведь именно к этому и стремимся.

Прием восьмой, но далеко не последний: техническое обслуживание. По-хорошему этот прием нужно было описать в самом начале, но он настолько эффективен, что все остальные методы могут просто не понадобиться, поэтому я рассказываю о нем в конце статьи.

Регулярно разбираем и собираем катушку, особенно новую. Ведь она, по сути, наше табельное оружие — и мы должны уметь разобрать и собрать ее в соответствии с армейскими нормативами. Правило «не лезь в то, что работает» в данном случае как раз не действует. Мало ли чего там производитель накуролесил. Может, чего-то недопоставил или недокрутил, тогда обязательно нужно подправить. Похожую на мыло заводскую смазку безжалостно требуется удалить, после чего добавить в механизм пару (не более) капель жидкого машинного масла, а еще лучше — просто взбрызнуть жидким силиконом. Если под рукой нет подходящей смазки, можно воспользоваться подсолнечным маслом или, если еще не успели его съесть, салом. Частенько после первой разборки-сборки оказывается, что расточительные сборщики напихали внутрь нашей катушки энное количество лишних деталей, без которых она почти так же замечательно работает, да еще и весит намного меньше. Уберем из нее все ненужное. Первую разборку лучше всего сделать сразу после прихода из магазина. Воспользуемся так называемой «взрыв-схемой» (фото 5) — недаром же она приведена в инструкции к механизму. В идеале разбирать нужно до тех пор, пока не получится набор запчастей, состоящий только из неразъемных деталей и разборка которых просто физически невозможна, а жаль...

Никогда не доверяем проводить профилактику катушки профессионалам, мастерам или просто умельцам. Иначе откуда у нас возьмется драгоценный опыт. И раз уж решили начинать практиковаться в сборке-разборке катушек, то начать эксперименты лучше с дорогих моделей — там и схемка есть, и логика сборки механизма более понятная, и внутренности красивше, приятно в руки взять и отверткой ковырнуть. К тому же производитель наверняка запрятал внутрь пару-тройку секретов, которые мы, разобрав механизм, непременно увидим, поймем и применим на всех остальных своих «мясорубках».

Д. Соколов" Спортивное рыболовство № 7 - 2012г."

Мы будем Вам благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Добавить комментарий