Поднебесные Зубья

Кузбасс многим известен как кузнецкий угольный бассейн, который является одним из самых крупных угольных месторождений мира.Расположен на юге Западной Сибири, в основном на территории Кемеровской области, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау, Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем. В настоящее время наименование «Кузбасс» является вторым названием Кемеровской области.

У многих в первую очередь со словом Кузбасс возникают такие ассоциации как – шахты, заводы, разрезы, уголь и т.д. Однако там есть поистине прекрасные, до боли живописные, но в свою очередь очень труднодоступные для большинства жителей, места… Вот как раз ободном из этих замечательных уголков настоящей природы я и хочу написать.

Восхождение к Поднебесным Зубьям (Кузнецкий Алатау, граница с Хакасией).

1) Категория похода – 1А;

2) Количество человек в группе – 3;

3) Предполагаемое время в пути – 14 суток;

4) Фактически затраченное время в пути – 13 суток;

День первый. Начало пути, станция Лужба в 60км от г.Междуреченск. Да, огромное количество маршрутов, однако мы выбрали самый лучший… Которого до нас еще просто не существовало…

Небольшой ручей… Первые 3-4км еще встречаются старые деревянные мостики...

Как видите, характерной особенностью Кузнецкого Алатау (именно в этой его части), является так называемый «курум», что в переводе с древне-тюркского означает «каменистые россыпи».

Всевозможные мостики через ручьи закончились, однако на подступах к началу нашего великого восхождения все равно встречаются ухищрения, оставленные туристами-походниками, для удобства перехода через воду

Ручей Высокогорный, р. Арзамас. Наша первая стоянка… Заканчивается первый день нашего похода… Дождевые облака в этих местах спускаются совсем низко.

Не зря этот ручей назван Высокогорным… Видимо потому, что он вот таким нехитрым способом спускается с высоких гор…

Первые ледники которые мы увидели… справа можно заметить «цирк среднего зуба»

Утро второго дня.Двигаемся вверх по перевалу «Озерный» к хребту Тигер-Тыш, откуда планируем покорить первую вершину – Малый зуб (1983м. над уровнем моря)

Запас питьевой воды быстро заканчивается, поэтому приходится пополнять его из горных ручьев, образующихся за счет таяния ледников…

На подступах к вершине «Малого Зуба» можно увидеть характерные для этих высот так называемые «альпийские луга»… Это действительно очень красиво…

Вот и подходит к концу второй день нашего похода… Мы находимся на довольно солидной высоте, поднялся сильный ветер, над головой начали сгущаться грозовые тучи… Решили разбить лагерь…Подъем на вершину «Малого Зуба» оставим на следующий день…

Третий день.Поднимаемся выше уровня облаков… Вершина «Малого Зуба» уже близка…

Перевал «Озерный»… Хребет «Тигер-Тыш». В долине слева, далеко внизу осталось место нашей первой стоянки – р.Высокогорный

Вот и долгожданная вершина «Малого Зуба»! Мы на высоте 1983м. над уровнем моря… Погода ветренная, но солнечная… Около часа дня, время обедать…

Отсюда превосходный вид, дух захватывает… Это превосходно, очень красиво…

Продолжаем идти дальше… Двигаемся «траверсом», по одному из отрогов «Малого Зуба». Следующим пунктом нашего маршрута являются «Пилы Тайжасу»… Происхождение этого название Вы узнаете позже…

Двигаемся в том же направлении, по отрогу «Малого Зуба»… Теряем высоту, и попадаем прямо в облако…

Решили разбить лагерь… Движение по «куруму» очень утомительное учитывая то, что видимость от силы метров 7-10…

Утро четвертого дня. Мы по прежнему находимся в облаке… выпала роса… Двигаемся дальше, сегодня планируем все-таки добраться к «Пилам Тайжасу»

По пути нам встретился огромный «тур», это груда из камней, внутри которой туристы-походники оставляют жестяные банки, в которых находятся записки и, как правило, сухой паек, быстрозаварную лапшу и чай,для следующих туристов

Дальше движение «траверсом» по отрогу становится невозможным из-за полного отсутствия проходимости на данном участке пути… Принимаем решение спуститься вниз, чтобы обойти этот участок, однако потом нам снова придется набирать высоту…

Вот именно к тому озеру мы и спускаемся…

Проходим через ледник… На самом деле, там льда почти нет, просто очень жесткий, спрессованный снег

Конечно же, очень скользко. Не обошлось и без падений… А если падать, то лететь там порядка 3-4 км по отвесному склону из жесткого снега…

Перейдя через ледник, наша цель уже была видна, правда вдалеке, но мы были очень серьезно настроены, чтобы добраться до туда… «Пилы Тайжасу»…

Снова набираем высоту, двигаемся «траверсом» по хребту, до ночи надо успеть забраться на «Пилы Тайжасу», найти место для стоянки и разбить лагерь… По пути нам встретился еще один «тур»… внутри него мы нашли записку от туриста-походника-одиночки… содержание записки нас просто шокировало…

В записке было указано, что этот турист – походник совершает свой поход в 2001 году! Так как записка была не тронута, то соответственно, мы первые кто ее обнаружил, а значит что уже порядка десяти лет здесь, кроме нас, вообще никого не было…

Поднимаясь выше, мы наконец то добрались до нашей следующей цели «Пилы Тайжасу»… Сейчас мы находимся прямо в центре перевала «Тайжасу»… Отсюда также открывается превосходный вид…

Решили присесть, отдохнуть… под нами отвесный обрыв, скала… высота порядка 1500 метров… Неповторимые ощущения – сидеть на обрыве, свесив ноги в пропасть

Так время подходило к вечеру, и солнце начинало опускаться, нам необходимо было срочно спуститься в долину, чтобы поставить палатку и разбить лагерь, так как ставить палатку на резких склонах просто невозможно… Когда мы спустились вниз была уже глубокая ночь… Так закончился четвертый день нашего похода

Утро пятого дня. Погода была просто превосходная, природа чудесная, и уходить с места стоянки совсем не хотелось

Но вскоре мы решили двигаться дальше… Конечной точкой нашего маршрута являлась «Золотая Долина»… Чтобы до туда добраться нам надо пересечь еще один перевал, перевал «Козьи ворота», хребта «Кара-тас»… Пройдя довольно большое расстояние в течении пяти часов, я решил обернуться назад… и увидел, как вдалеке выглядят «Пилы Тайжасу»… мысленно попрощавшись с этим удивительным чудом природы, мы пошли дальше

К вечеру мы забрались на вершину перевала «Козьи ворота», хребет «Кара-тас»…

Северная сторона перевала покрыта ледником

С вершины перевала «Козьи ворота» открывается превосходный вид на «Золотую Долину», но больше всего поражает вид на озеро… Озеро «Хунул-хузух»(название конечно ужасное, но согласно легенде, его так назвал древний шорский шаман)…

Вид на «Пилы Тайжасу» с перевала «Козьи ворота» при закате солнца…

Резко начинало темнеть, и мы были вынуждены быстро спуститься с перевала и разбить у его подножия лагерь… Мы почти достигли конечной точки нашего маршрута, мы уже в «Золотой Долине», однако не успели засветло добраться до нужного места…

На шестой день нашего похода мы наконец добрались до необходимого нам места, на прекрасную поляну на окраине «Золотой долины»… там мы превосходно провели время и отдыхали порядка четырех дней, а после этого направились назад, естественно более коротким маршрутом и за три дня прибыли на станцию Лужба, откуда отправились домой…

Авторские права, права на фотографии - принадлежат администрации сайта UltimateFishing.ru.

Мы будем Вам благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: